Множество увлечений и одна любовь на всю жизнь: как складывалась личная жизнь Майи Плисецкой

Даже далеким от балета людям известно имя Майи Плисецкой. Прима Большого театра является выдающейся танцовщицей второй половины XX века, и пока что ни одна из современных балерин не сумела затмить ее изящный образ.

С юности Майя Михайловна мечтала о большой сцене. В 1934 году она благодаря тете поступила в Московское хореографическое училище. В 1943-м успешно закончила его, несмотря на войну и репрессии, коснувшиеся и ее семьи. В том же году Плисецкая была принята в Большой театр и начала свое восхождение к олимпу — статусу примы-балерины. Сегодня она считается не только одной из самых одаренных танцовщиц, но и одной из самых титулованных.

Майю Михайловну любили за невероятную артистичность, пластику и грацию — на сцене ей долгое время не было равных. На родине Плисецкую боготворили, на Западе — восхищались. Известно, что она дружила с дизайнерами Пьером Карденом и Ивом Сен-Лораном и являлась их музой, вдохновляющей на творчество. Стиль Майи Михайловны мечтали повторить многие наши соотечественницы — она не жалела денег на свой внешний вид и красивую одежду, нередко покупая импортные вещи у фарцовщиц втридорога.

Накануне дня рождения Майи Плисецкой мы бы хотели вспомнить не главные вехи ее карьеры, а тех, кто окружал и любил великую артистку — ее главных мужчин и поклонников.  

Любовные пируэты юности

Первым увлечением Майи Плисецкой стал ее сценический партнер в Большом театре — Вячеслав Голубин. Вместе с ним балерина подрабатывала на концертах в начале 1940-х. Однако первая любовь Плисецкой довольно быстро потухла. В 1947 году во время репетиции «Лебединого озера» перед молодежным фестивалем в Праге Плисецкая случайно ударила Голубина локтем в нос. Артисту пришлось накладывать швы, и после этого он больше не выступал в паре с Майей. Их романтические отношения постепенно сошли на нет.
Известно, что после расставания с балериной Вячеслав начал выпивать и очень скоро покинул сцену. Впрочем, в своих мемуарах Плисецкая вспоминала его с теплотой и нежностью: «Слава Голубин был моей первой любовью, и наши ‘’Лебедины’’ таили для нас обоих нечто большее, чем очередные декадные спектакли. Он хорошо начинал, вел несколько балетов. Но стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь». В возрасте 30 лет Голубин совершил самоубийство в собственном доме. 

Затем Плисецкая сошлась с Эсфандияром Кашани, танцовщиком из кордебалета, оказавшимся моложе ее на 5 лет. В тренировочном классе балерина обратила внимание на красавца с иранскими корнями и почти сразу окунулась в новые отношения, не делая из них тайны.

  Список того, что нужно для свадьбы жениху и невесте

Балерина сама приезжала к своему возлюбленному в коммуналку на Шаболовку и не смущалась, что такие встречи вызывали множество пересудов. «У Майи был особый талант, и где бы она ни находилась, сразу становилось ясно: она — первая, она — звезда», — вспоминал Кашани в разговоре с журналистами. Отношения Эсфандияра и Майи вскоре приняли серьезный оборот: они постоянно были вместе и подружились с семьями друг друга. Казалось, дело шло к свадьбе. Однако по неизвестной причине Плисецкая решила уйти от возлюбленного, так с ним и не объяснившись.

Скорый брак и обвинения в шпионаже

В 1956 году, не предупредив близких, Майя Плисецкая вышла замуж за Мариса Лиепу, с которым тоже познакомилась в Большом театре — во время фестиваля латвийской культуры. Как описал в своей книге брат балерины Азарий Плисецкий, она влюбилась в танцовщика моложе себя на 11 лет, не раздумывая: «Не увлечься Марисом было невозможно. Высокий статный красавец, очень самоуверенный, породистый, по-европейски холеный…». Плисецкая пригласила Лиепу выступить вместе с ней на Днях культуры СССР в Венгрии. В Будапешт они отправились, будучи мужем и женой.

Официально брак артистов продлился всего три месяца, а совместная жизнь и того меньше — около двух недель. По словам Азария Плисецкого, супруги быстро поняли, что не подходят друг другу, и разошлись без скандалов и «битья тарелок».

Примерно тогда же Майей Михайловной заинтересовался КГБ. Причиной тому стало ее знакомство с Джоном Морганом, вторым секретарем английского посольства. Известно, что мужчина сам подошел к балерине на одном из приемов и заговорил с ней на русском языке, выразив восхищение балетом. 

После этого за Плисецкой была установлена слежка — сотрудники КГБ приняли отношения танцовщицы с английским дипломатом за роман и, по некоторым данным, заподозрили ее в шпионаже.

Впрочем, сама Майя Михайловна, конечно, отрицала наличие близкой связи с Джоном. В своих мемуарах она писала, что встречалась с Морганом всего несколько раз и только в присутствии третьих лиц. «Но последствия наших встреч были печально детективными. За мной по пятам стала следовать оперативная машина КГБ. Двадцать четыре часа в сутки», — вспоминала балерина. Несколько лет Плисецкой запрещали выезжать за границу. 

Главный мужчина 

Избавиться от ярлыка шпионки Плисецкой помог ее второй супруг, композитор Родион Щедрин. Знакомство с ним изменило буквально все. Известно, что их первая встреча состоялась в доме Лилии Брик в 1955 году. На тот момент Щедрину было 22 года, Плисецкой — 29 лет. Однако отношения между будущими супругами начались только в 1958 году, когда Большой театр заказал Щедрину музыку к балету «Конек-горбунок». В поисках вдохновения перед масштабной работой композитор решил прийти в балетный класс, чтобы понаблюдать за танцовщицами. Там, у станка, она снова увидел Плисецкую — в черном облегающем боди — и влюбился. Так начался, как впоследствии описала балерина, «их роман и всплеск счастья».

  Бриджит Джонс о лишнем весе, мотивации и любви: 20 культовых цитат, способных вытащить из депрессии

«Мы обрадовались появлению в нашем доме Щедрина. Приняли его как третьего брата. Ему удалось невозможное — укротить стихию по имени Майя, за что к нему сразу очень прониклась наша мама. Щедрин с самого начала уверенной рукой взялся за эти вожжи и всю их с Майей совместную жизнь мастерски справлялся с ее неконтролируемым и спонтанным характером», — написал в своей книге Азарий Плисецкий.

Спустя примерно полгода после начала отношений балерина и композитор поженились — во многом ради того, чтобы власти перестали терзать Майю Михайловну. В ЗАГСе им пожелали «состариться вместе на одной подушке». Плисецкая и Щедрин прожили вместе 57 лет, вплоть до смерти артистки в 2015 году. 

Впрочем, новый семейный статус Плисецкой не мешал влиятельным мужчинам ею восхищаться. В 1962 году, во время своего второго американского тура, балерина случайно познакомилась с Робертом Кеннеди. Дружбу с американским политиком она откровенно описала в своих мемуарах, подчеркивая, что ни разу не пересекла с ним черту.

«Со мной Роберт Кеннеди был романтичен, возвышен, благороден и совершенно чист. Никаких притязаний, никакой фривольности. И я ему оснований на то ни разу ни дала», — писала Майя Михайловна, хотя, конечно, без сплетен не обошлось. Теория о том, что Плисецкая и Кеннеди были любовниками, жива до сих пор. Согласно некоторым источникам, Роберт не раз дарил Майе Михайловне довольно дорогие подарки и всегда удивлялся их необычному сходству — оба, как выяснилось почти сразу, родились в один день, 20 ноября 1925 года.

Столь двусмысленная дружба с Кеннеди не пошатнула брак Плисецкой — со своим мужем она прожила душа в душу несколько десятилетий. Майя Михайловна любила повторять, что вместо бриллиантов и букетов Родион Константинович дарил ей выступления — композитор писал музыку к балетам, а артистка в них танцевала. По словам Плисецкой, никакого секрета у ее счастья не было — они с мужем просто «совпали». 

  Овны говорят прямо, а Рыбы — замыкаются в себе: как расстаются разные знаки зодиака?

Впрочем, по некоторым данным, Щедрину все же пришлось пойти на жертвы ради счастья и карьеры жены. Так, супруги не стали родителями — знаменитая балерина не пожелала бросать сцену. Она боялась потерять форму из-за беременности и родов, а впоследствии быть забытой во время декрета.

После ухода из Большого театра Плисецкая переехала вместе с мужем в Мюнхен, где умерла в 2015-м от обширного инфаркта. В своем завещании балерина попросила соединить ее прах с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеять их вместе над Россией. После кончины любимой жены Родион Константинович несколько раз давал интервью и назвал Майю Михайловну великой женщиной, с которой был безмерно счастлив все прожитые совместно годы.  

Фото: Getty Images, Legion-Media.ru, PhotoXPress.ru, Александр Коньков, Батанов Александр, Галушкин В., Валентин Кузьмин, Николай Малышев/ТАСС

Открытые площадки для свадеб в Москве — это места, расположенные на свежем воздухе, которые идеально подходят для проведения свадебных церемоний и торжеств. Эти площадки могут быть разнообразными по стилю и атмосферe, от живописных парков и садов до специальных мероприятий в загородных комплексах. Открытые площадки предоставляют возможность создать уникальную атмосферу и насладиться природой в важный для молодоженов день.

Как выбрать открытую площадку для свадьбы в Москве:

  • Проверка доступности. Убедитесь, что выбранная площадка доступна на желаемую дату и что она может вместить всех ваших гостей.

  • Разрешения. Некоторые открытые площадки требуют получения специальных разрешений на проведение мероприятий, особенно если это касается парков или общественных мест.

  • Аренда и услуги. Узнайте о ценах на аренду площадки и о том, какие услуги они предоставляют (например, уборка, оформление, оборудование).

  • Погодные условия. Учитывайте возможность неблагоприятной погоды. Многие площадки предлагают альтернативные варианты (например, закрытые залы), на случай дождя или сильной жары.

  • Транспорт и доступность. Убедитесь, что площадка удобно расположена и доступна для ваших гостей, особенно если они приезжают из других городов.